|
История
Принято думать, что граффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х,
когда тинейджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий
псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по
всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить
собственные имена. Ранние "райтеры" ни черта не заботились о
том поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако, с появлением сотен "голодных"
писателей, читаемость отдельного наскального хита стала приобретать особую
важность и все с одной единственной целью - привлечь внимание прохожих.
На этом этапе стиль письма и выбор места также играли заметную роль. Каждому
хотелось выделится из общей массы и получить признание себе подобных.
Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя
подземку Нью-Йорка. Место было что надо - размалеванные хитрыми буквосплетениями,
составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно
стала "просачиваться" внутрь вагонов. Теперь уже выбор локаций
уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь изначально
все буковки строились ровно в ряд и читались с пол-пинка. С появлением
же радикальных стилей трудночитаемые каракули привлекали все больше внимания.
А вот стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость накалякал, исчерпал
себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stey и кое-кто
еще стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми
белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю длину и ширину вагона.
Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так
парень, СуперКуль заметил, что замена узеньких колпачков спрэющих баллонов
на пузатые позволят ему "накрывать" больше поверхности широкими
размашистыми "мазками". И вот, значит, этот Супер с баллоном
желтого и розового и фэткэпом на конце вступил на территорию парка подвижных
составов и выписал свой нэйм. Получились жирные розовые буковки в розовом
окаймлении. Работа была так себе, но в то же самое время это был самый
цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках "субвей
систеам". А писатель фразы из бронкса был первым, кто развил успех
СуперКуля и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно.
Цвет и выделение буковок теперь стали аккуратными, и стили писателя из
Бронкса получил название Бабле.
Следующая революция в стиле произошла, когда Пистол - уже Бруклинский
мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из самого имени в красно-белом
с голубой окантовкой, что давало трехмерное настроение. Писатели со всего
Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот пьес. Город бредил повторением
подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного.
Но время спустя люди добились своего, каждый делал 3D со своими штрихами
- начались "стилевые войны".
Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный
фильм "Cтиль", написаны книги. Многие молодые люди стали извергать
свои псевдонимы на улицах своих городов. Кто-то спрэил из-за моды и популярности,
но еще больше тинов подошли к этому серьезно. Скоро мода прошла, и остались
те, кто реально двигал культуру граффити много-много лет.
Как, не обидно, но мы уже смирились с тем, что в Россию, все приходит
с запозданием, та же ситуация и с граффити, когда в Америке и Европе (кто
ездил, тот видел разбомбленные стены), после бурных бомбежек, граффити
начало принимать цивилизованный оборот, в России оно только зарождалось.
И не удивительно то, что все это было (и во многом остается) нелегально,
вы можете себе представить что бы сделали с человеком расписывающим, автобус
- в доперестроечные времена?
|